Новости
31 августа 2017, 04:00

Чем отличается московская школа от миасской

Директора московских школ рассказали об условиях и требованиях своей работы

Недавно Миасс посетила делегация директоров московских школ. К нам в гости они приехали по приглашению Министерства образования Челябинской области в рамках программы «Энциклопедия сельских школ России». Директора московских школ Павел Северинец, Вера Нилова и Виктор Донской пробыли в нашем городе три дня, обменялись опытом с коллегами, а перед отъездом ответили на вопросы миасских журналистов, рассказав немало о столичной системе образования, которая, возможно, дойдет со временем до нашего города.

Молодые директора

Несколько лет назад департаментом образования Москвы была поставлена задача омолодить директорский корпус. Сказано – сделано. На сегодняшний день в столице более трети директоров школ – молодые люди. Например, гостям нашего города по 34 года.

– Мы уже «пенсионеры», – смеется Вера Нилова. – Это в 25 лет директор считается молодым.

– У нас был создан кадровый резерв руководителей. Объявили открытый конкурс, – поясняет Павел Северинец. – В течение года я проходил тренинг-тестирование. Кандидаты работали в соцсетях, писали интервью, проходили тесты, в том числе и на стрессоустойчивость. А за нами наблюдали. Те, кто прошел через все этапы, вошли в резерв департамента образования. Затем мы прошли аттестацию. Тестирование - 45 вопросов, ответить на которые, нужно в течение часа. Второй этап - собеседование с руководителем образования Москвы и членами аттестационной комиссии с трансляцией в режиме он-лайн.

Дисциплина на первом месте

К директорам школ в Москве предъявляются высокие требования. У них нет бессрочных трудовых договоров. Обычно срок аттестации совпадет со сроком трудового договора. Как признался Павел Северинец, этот факт держит руководителей «в тонусе».

Кроме того, директору нельзя не ответить на вопросы граждан. Мобильный телефон руководителя обязательно указывается на сайте учебного заведения. Если гражданин обращается к министру образования напрямую, то это «катастрофа». В департаменте могут посчитать, что руководитель на месте не отработал, не создал условия для эффективного общения с людьми.

А еще директор ни в коем случае не может опоздать на совещание. Иначе может лишиться должности.

– У нас в контракте прописано, что ты в любое время должен в течение двух часов добраться до места работы. Поэтому мы далеко не уезжаем, – рассказывает Вера Нилова. – Не берем отпуск с понедельника и не улетаем в субботу, потому что это рабочее время. Если ты хочешь улететь в субботу, ты берешь отпуск с пятницы и передаешь все дела исполняющему обязанности.

Если министр образования Москвы написал директору смс или письмо на электронную почту, и в течение часа тот не успел ему ответить, то директор рискует сдать дела другому человеку из кадрового резерва.

– Если я стою в пробке и понимаю, что не успеваю на совещание к министру, то бросаю машину, – открывает секреты профессионального мастерства Вера Нилова. – Надеваю кроссовки и бегу. Если вы увидите бегущего человека в деловом костюме и в спортивной обуви на улицах Москвы, знайте, им может оказаться директор школы.

В субботу – в музеи, парки, на заводы

Субботы в Москве проходят по-другому, нежели чем в провинции. Школьники не учатся, а учителя ведут детей в массовые походы на образовательные площадки. Ребята посещают музеи, парки, экологические лаборатории. По договоренности с администрацией города в музеях и вузах предусмотрены дни для бесплатного посещения школьниками.

– А еще у нас есть потрясающая программа – День без турникетов, – поясняет Вера Нилова. – В этом день заводские проходные открываются для школьников.

Кстати, в московских школах создаются условия для того, чтобы ребята могли заранее выбирать место будущей работы, создаются профильные классы, заключаются договоры с организациями и вузами.

Например, в июне у школьников начинается практика. Они выходят на предприятия и трудятся на благо Родины. Будущие медики в поликлиниках меряют населению давление, получают информацию, как работает учреждение, какой в нем существует социальный пакет и начинают понимать, что их ждет в будущем, если они придут сюда работать.

– Как появился медицинский класс в школе? – добавляет Павел Северинец. – Известно, что не хватает медперсонала. Поэтому на конкурсной основе отобрали 50 школ. Там было установлено дополнительное оборудование. Было позволено скорректировать образовательную программу. Нашли тесное взаимопонимание с медицинским вузом. Фактически со школы у ребят начинается курс фельдшерского дела. У нас стоят манекены, и на них отрабатываются прививки.

У каждой школы – своя образовательная программа

В 444-ой московской школе, которой руководит Павел Северинец, занимается 2200 детей. Из них тысячу – в дошкольных заведениях. Раньше они елились бы на семь детских садов.

Работают и семейные детские сады. Бывает так, что многодетная мама присматривает дома за своими детьми и получает зарплату. Иногда к ней на воспитание добавляют еще ребят.

Что касается программы образования, то ее педагоги пишут самостоятельно. Каждая школа разрабатывает свою образовательную программу, вносит в нее коррективы.

«Трудных» подростков нет

А как справляетесь с «трудными» подростками, – в ходе беседы поинтересовался корреспондент «Глагола» у Павла Северинца.

– Такие ребята есть у всех. Но мы не заинтересованы в том, чтобы избавляться от ребенка. Создаются условия, в которых школа максимально оказывает влияние. Например, если ученик не справился с итоговой аттестацией в 9-м классе, его нельзя отчислить, отправить в колледж. Школа должна подготовить и обучить. И она делает это за свой счет. Если нужен социальный педагог или необходимо привлечь какую-то организацию, я это делаю, формирую штатное расписание, беру специалиста – дефектолога или логопеда.

– Поведение любого хулигана обусловлено тем, что ему неинтересно в школе, – добавляет директор Виктор Донской. – Наша задача его заинтересовать. Дать ему то, чем он захочет заниматься. Всегда можно заинтересовать ребенка. Кто висит у нас на доске почета? В основном, девочки. Соотношение один к шести. Но ведь есть и замечательные спортсмены (в основном мальчики), которые достигли высот в профессиональной деятельности. Мы должны найти сильную сторону ребенка!

Пятиразовое питание и камеры в столовой

Можно позавидовать – в московских школах присутствует разделение труда. Педагоги не занимаются ремонтом или уборкой территории. Все это выполняют подрядные организации. Но требования жесткие. К восьми утра крыльцо должно быть вычищено до асфальта, даже если всю ночь шел снег. Контроль за исполнением возложен на руководство школы. Провинившийся подрядчик может потерять контракт. На крыльце, в коридорах, в пищеблоках висят камеры. Изображение выведено в Интернет. Директор может посмотреть видео с мобильного телефона и тут же перезвонить куда следует. Меню школьных столовых утверждается заранее и публикуется в Интернете, сейчас в 444-ой школьники на каникулах, но у дошколят пятиразовое питание.

Чем интересен Миасс

– Мы рассматриваем Миасс с позиции московского образования – «Город как школа», – в завершение беседы поясняют гости. – Смотрим, как работают предприятия. Верим, что здесь воплощается принцип: где родился, там и пригодился. У Миасса – огромные возможности в туристической деятельности, у вас серьезные предприятия. Нужно помнить, что не важно, где после окончания школы будут жить школьники, важно, чтобы у них была высокооплачиваемая работа, место для досуга и возможность получить качественное образование.

Владимир Мухин

Фото автора

comments powered by HyperComments

Интересное












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg